Основной задачей системы курсовой стабилизации является контроль поперечной динамики автомобиля, а также предотвращение заносов и боковых скольжений. Автомобиль должен сохранять направление движения и двигаться по выбранной траектории при совершении маневров. Это особенно важно при движении на больших скоростях.
Система ESP управляется при помощи электронного управляющего блока. Специальные датчики определяют направление движения автомобиля в зависимости от педали газа и положения рулевого колеса. На компьютер передаётся информация об ориентации заноса и боковом ускорении.
В итоге, в опасных ситуациях, когда водитель не в состоянии контролировать автомобиль, система ESP приходит ему на помощь. Направление движения регулируется подтормаживанием передних или задних колес, либо одного из них. В определенных случаях система решает сама, какое из колес необходимо притормозить. Также система может ограничивать подачу топлива. Этот процесс происходит моментально и практически незаметно.
Принцип работы системы стабилизации основан на том, что для борьбы с заносом можно использовать не только изменение подачи топлива, но и торможение одного или нескольких колес. Если у автомобиля заносит переднюю ось, то система затормаживает внутреннее заднее колесо. Если же сносу подвержены все 4 колеса, то система автоматически определяет какое из них в какой момент времени необходимо притормозить. Вместе с торможением система уменьшает обороты двигателя на коленчатом валу двигателя.
Помимо датчиков антиблокировочной системы в работе ESP задействованы дополнительные датчики. Один из них передает сведения о том, куда и с какой скоростью вращается рулевое колесо. Другие два регистрируют угол поворота машины и величину боковых ускорений. Полученные данные дают полное представление о том, что происходит с машиной в каждый конкретный момент времени.
Система курсовой устойчивости срабатывает при разгоне, торможении, боковом сносе, заносе, движении накатом. Алгоритм включения системы зависит от типа привода автомобиля.